Италия. Рим.
Колизей (лат. Colosseus, colosseum — исполинский), или амфитеатр Флавиев. Лучшее отношение Пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII ст., и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-1758). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагрённое кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея в 1874 г. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (лат. vomere «извергать»), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагается равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть — за 5. Из восьмидесяти арок нижнего яруса семьдесят шесть были пронумерованы, а четыре на концах двух осей номеров не имели. Эти арки служили главными входами в здание. В основании наружной стены высотой более 48 м. имеется двухступенчатый цоколь. Фасад разделён на четыре яруса, нижние три яруса представляют собой открытые аркады. Арки нижнего этажа имеют высоту более 7 м. Размеры аркады второго этажа отличались от первого только высотой колонн, составлявшей всего 6,45 м. В каждой арке второго и третьего яруса находилась статуя. Над третьей аркадой аттик высотой 2,1 м. имеет небольшие окна над каждой второй аркой. Верхняя часть стены сплошная, украшена коринфскими пилястрами, расположенными над полуколоннами нижних ярусов. Между каждой второй парой пилястр сделано окно.