Италия. Рим.
Церковь святых Луки и Мартины (итал. La chiesa dei Santi Luca e Martina) — церковь в Риме, расположенная на окраине Римского форума, у границы с Форумом Цезаря, недалеко от арки Септимия Севера. Изначально церковь была посвящена первомученице святой Мартине, убитой в 228 г. нашей эры во время правления императора Александра Севера. В 625 г. Папа Гонорий I заказал строительство церкви. Обветшалая, восстановленная и вновь освящённая Александром IV в 1256 г. (о чём свидетельствует мемориальная доска, замурованная в капелле справа), церковь засвидетельствована в Каталоге «Cencio Camerario». Позднее, в 1634 г., в крипте церкви обнаружили терракотовый саркофаг с останками святой Мартины. Папа Сикст V, занимавшийся реконструкцией Рима, которому нужно было освободить место для создания площади Санта Мария Маджоре, в 1585 г. приказал снести церковь «Святого Луки, покровителя живописцев» (San Luca dei Pittori), или Святого Луки на Эсквилинском холме (San Luca all’Esquilino), где проходили собрания гильдии римских художников: «Собрания мастеров живописи», в 1577 г. преобразованной в Академию Святого Луки. В 1588 г. решением Папы академии была передана церковь первомученицы Мартины, которая по такому случаю была переименована в церковь святых Луки и Мартины. Академия провела небольшие перестройки церкви, а также подготовила проекты постройки новой церкви по чертежам, приписываемым Оттавиано Маскерино (1536—1606). Постепенно академия стала приобретать собственность, прилегающую к церкви. В 1634 г. президентом академии был избран Пьетро да Кортона, который также предпринял перестройку здания. https://ru.wikipedia.org/wiki/ В ноябре 1634 г. Папа Урбан VIII посетил церковь. Строительство нового здания началось в 1635 г. по планам Кортоны и в основном было завершено к 1650 г., но оно прерывалось, в частности, длительным визитом Кортоны во Флоренцию в 1639—1647 гг. и бегством Франческо Барберини от Папы Иннокентия X в Париж в 1645—1648 гг. На момент смерти Кортоны в 1669 г. некоторые части, такие как внутреннее убранство купола, ещё не были завершены. Кортона, считавший эту церковь своим любимым детищем, построил на свои средства подземную капеллу (succorpo), снабдил её драгоценной утварью и намеревался продолжать приносить ей пользу и после смерти, оставив по завещанию своё наследство (6 750 скуди) на службу церкви. В Академии составили памятную надпись, высеченную в мраморе, увенчанную бюстом художника, которую можно прочитать до настоящего времени.